"Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он должен отделиться от него лишь тогда,
когда он расстанется с жизнью".
Завещание Токугава Иэясу (1615 г.)
Испытание для "души" самурая
Древняя синтоистская религия наделила меч разумом и собственной волей. Это дар богов, который несет созидание и гармонию. Самурайкатаги( 侍気質 ), говорят Японцы, "Душа самурая" - это его МЕЧ.
И сколько существует меч, столько и существует практика его испытания. Филигранная технология создания японского меча не уберегала мастера от ошибки, которая могла оказаться роковой на поле боя и именно поэтому, покупая меч, его новый хозяин желал убедиться в его надежности и боевых качествах. Японская поговорка говорит: "Купленный утром меч должен быть использован до заката солнца".
Тамэсигири (Tameshigiri (試 し 斬 り, 試 し 切 り, 試 斬, 試 切) - (пробный удар мечом): тамэси - "тестирование, проба", гири - "рубящий удар" - боевое искусство, практикующие тестовую рубку (испытание японских мечей (катана).
Сегодня еще можно встретить старые мечи с надписью "Тамеши мэй" или "Сайдан мэй" на хвостовике Накаго, свидетельствующей о разрубании 5 человеческих тел, зачастую трупов, но иногда и осужденных или пленных воинов. Краткие сокращения звучали как: Рю гурума - тест бедра, Таби-гата - тест голеностопа, О-кэсой - диагональный срез от плеча до противоположного бедра. И хоть данная услуга была достаточно дорогой, самураи охотно платили специально обученным и особо опытным фехтовальщикам за возможность испытать свое новое оружие.
Своего рассвета Тамэсигири получило уже в мирный период Эдо (17 век), когда возможность испытания меча на поле брани почти полностью исчезла. В этот период Тамэсигири превращается в отдельное боевое искусство и разделяется на 2 направления: Сидзан - дисциплина, проверяющая мастерство мечника и Сито - тестирование непосредственно самого меча. Обе школы отличаются как техникой проведения рубки, так и материалами целей.
Сидзан試 斬 - практика, направленная на проверку навыков и эффективности мастера в рубке макивар, в качестве которых принято использовать молодой бамбук или скрученные циновки - Вара. Данная дисциплина регламентируется правилами Сидзан Кокорое дзюккадзе, где главным приоритетом является безопасность, непричинение вреда себе, окружающим и мечу.
Одним из первых шагов в Сидзан является изучение Томе - остановке меча после совершения удара. Далее идет изучение более сложных техник: макури, каеши, нагаши (беспрерывная рубка, быстрая рубка нескольких целей, рубка подвижных целей.
Сито試 刀 - Испытание меча, а точнее двух его характеристик: остроты и прочности. В связи с высокой опасностью проведения теста, проводится только Ситокой (испытателем мечей). В качестве материалов для испытания использовались как тела людей и животных, так и отдельные элементы доспехов, шлемы, закрепленные на специальных подставках металлические пластины. Для теста клинок насаживался на специальную рукоять - Киридзуку. В первую очередь мастер оценивал вес и баланс клинка, а после проведения испытаний давал оценку всему клинку и назначал его цену. Часто бывало, что его вердикт мог как прославить кузнеца, так и покрыть его имя позором, посему Ситока должен был быть не только искусным мечником, но и хорошо разбираться во всех тонкостях качества меча.
Макивары
Сегодня мишени для тестовой рубки зачастую выполняются из Вара (циновки из рисовой соломы), Татами–омоте (верхнее покрытие татами, похожего на пляжный коврик) или бамбука (но только зеленого), а также комбинации этих элементов. Для придания макиваре свойств, схожих с плотностью человеческого тела, скрученные в рулон циновки, вымачиваются в воде. Размещаться сноп может как на вертикальной подставке Доттон, так и горизонтальной Дотан.
Техника рубки
1 - Кеса-гири - сверху-вниз по диагонали под углом 30-50 градусов (самый простой)
2 - Кири-аге - снизу-вверх по диагонали с сохранением угла атаки 30-50 градусов
3 - Суихе - горизонтальный рез (наиболее сложный), где вектор приложения силы приходится поперек волокон макивары.
4 - Шомен - вертикальный удар сверху-вниз при горизонтальном размещении мишени
В некоторых школах Батодзюцу и иайдзюцу рассматривается также показатель глубины реза
- Моноучи – последней третью лезвия меча
- Кисаки – на глубину кисаки
- Рез кончиком кисаки
Накаяма Хакудо, кэнсэй (святой меча), который регулярно занимался Тамэсигири, замечал, что разрубание не является самоцелью. Тамэсигири следует практиковать как средство совершенствования своих способностей в фехтовании и принципов будо сэйсин - духа боевого пути.
В современном мире интерес к Тамэсигири не утрачен и с каждым годом только развивается. Во многих странах (в том числе России) регулярно проводятся чемпионаты по данной дисциплине, которые собирают тысячи участников и сотни тысяч поклонников этого древнего боевого искусства - искусства совершенствования и познания себя через применение принципов Буси-до (пути воина).